О порядке рассмотрения и разрешения обращений граждан, поданных в электронной форме.
Порядок рассмотрения обращений (предложений, заявлений, жалоб) государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, урегулирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Этим законом гарантировано право гражданина на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5), а на противоположную сторону возложена обязанность дачи письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10).
Часть 1 статьи 4 указанного закона предусматривает возможность направления обращения, в том числе, в форме электронного документа.
Однако, не любое такое обращение возлагает обязанность на государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по его рассмотрению, разрешению и даче ответа.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, обращение, в форме электронного документа, должно содержать ФИО заявителя, адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Как правило, на официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления размещены специальные «Интернет-приемные» либо «Личные кабинеты», которые с использованием специализированного программного обеспечения, предусматривают форму заполнения заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа. Аналогичные формы размещены на сайтах www.gosuslugi.ru, www.dom.gosuslugi.ru.
Как следует из судебной практики, необходимость заполнения гражданином такой строго определенной формы электронного обращения вытекает и неразрывно связана с избранным им способом обращения.
Кроме того, отдельными нормативно-правовыми актами могут быть установлены специальные требования к электронным обращениям.
Так, в соответствии со ст. 50 Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», для реализации прав как стороны исполнительного производства заинтересованное лицо вправе обратиться к должностному лицу службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью.
Требованиями к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб, подаваемых должностному лицу федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, утверждены Приказом ФССП России от 30.12.2016 № 837. Порядок подачи таких обращений утвержден Приказ Минюста России от 30.12.2016 № 333. При этом, в случаях несоответствия формата, несоответствия виду электронной подписи, направления электронного обращения иным способом, не предусмотренным порядком, электронное обращение считается неподанным.