Международный день борьбы с коррупцией утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 году и с 2004 года отмечается ежегодно 9 декабря. Конвенция ООН обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Россия в числе первых из 140 стран подписала Конвенцию.
В настоящее время, в уголовном законодательстве России предусмотрена уголовная ответственность за взятку; нецелевое расходование бюджетных средств; легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем и иные преступления.
Статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Под конфликтом интересов в Федеральном законе «О противодействии коррупции» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Задача органов прокуратуры в данном случае — осуществление надзора за исполнением законов в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, в том числе выявление коррупционной составляющей такой деятельности.
Очевидно, что для противодействия коррупции необходима комплексная система действий, которая обеспечивает согласованность деятельности, объединение усилий всех органов и, в первую очередь, путем осуществления эффективного взаимодействия различных субъектов антикоррупционной деятельности.
Поэтому основные усилия прокуратуры были направлены на:
- повышение эффективности межведомственного взаимодействия,
- повышение эффективного правового регулирования;
- реализация мер по профилактике коррупции, выявлении, пресечении значительных коррупционных правонарушений;
- координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступными посягательствами коррупционной направленности.
Статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
- антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
- рассмотрение в органах государственной власти, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам решений судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
- предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
- установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности- непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- внедрение в практику кадровой работы органов государственной власти, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
- развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Прокуратура города Артема