Об организации правотворческой деятельности прокуратуры г.Артема
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В этих целях органы прокуратуры и местного самоуправления осуществляют обмен информацией (в том числе посредством актов прокурорского реагирования) об имеющихся нарушениях, принимают меры к их устранению, а также к устранению способствующих им причин и условий.
Все формы взаимодействия в зависимости от целей условно можно разделить на профилактические (превентивные), когда взаимодействие осуществляется в целях недопущения нарушений закона, принятия незаконных правовых актов, и на те формы, когда взаимодействие осуществляется в целях устранения уже совершенных нарушений, чаще всего путем внесения актов прокурорского реагирования.
Преобладание такой формы как внесение актов прокурорского реагирования в органы местного самоуправления господствовало в практической деятельности органов прокуратуры до 2007 года.
Приказами Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. N 144, от 2 октября 2007 г. N 155 закреплены требования, не ослабляя надзора за законностью нормативных правовых актов, принять меры к углублению сотрудничества с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, на регулярной основе участвовать в подготовке ими проектов законов и иных нормативных правовых актов, работе комитетов, комиссий и рабочих групп, осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, готовить по ним заключения, использовать иные профилактические формы взаимодействия.
Прокуратурой города Артема наработана обширная практика использования различных форм взаимодействия с органами местного самоуправления городского округа. Наиболее характерна оценка законности проектов всех нормативных правовых актов, принимаемых Думой Артемовского городского округа, администрацией и главой Артемовского городского округа, участие в их разработке и обсуждении в рамках рабочих групп, постоянных депутатских комиссий. Вопросы взаимодействия, в том числе обмена проектами нормативных правовых актов и информацией о результатах их оценки, урегулированы путем издания соответствующего распоряжения главы Артемовского городского округа. Принимаемые меры способствуют снижению числа выявляемых органами прокуратуры незаконных нормативных правовых актов.
В первом полугодии 2018 года органами местного самоуправления Артемовского городского округа принято 104 нормативных акта, в том числе 32 решения принято Думой Артемовского городского округа и 72 администрацией Артемовского городского округа.
В отчетном периоде выявлен один пробел в правовом регулировании отношений, связанных с оказанием поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, который устранен мерами прокурорского реагирования.
В 2018 году на проекты НПА составлено 5 отрицательных заключения При этом, за аналогичный период 2017 года таких заключений было больше- 12.
В 2018 году опротестованы 3 нормативных муниципальных акта, за аналогичный период 2017 года- 2.
В 2018 году опротестовано решение Думы Артемовского городского округа, принятое без учета замечаний, направленных на проект муниципального акта, в 2017 году такие случаи отсутствовали.
В 2018 году в прокуратуре города проведена экспертиза 238 НПА, (в 2017году- 233 НПА).
В Думу Артемовского городского округа направлена 1 правотворческая инициатива и 4 модельных акта, а также 8 информаций о необходимости принятия (приведения в соответствие) с изменившимся федеральным и региональным законодательством муниципальных НПА. В результате внесены изменения или приняты 10 муниципальных актов.
Анализ проведенной работы показывает, что не все недостатки в деятельности органа местного самоуправления в рассматриваемом направлении деятельности, устранены.
Вместе с тем, активная позиция представительного и исполнительного органов местного самоуправления Артемовского городского округа, способствуют формированию единого правового пространства по обеспечению соответствия принимаемых правовых актов Конституции РФ, федеральным законам, защите прав и свобод человека и гражданина.
Прокурор города
младший советник юстиции П.Е. Гричановский