Уголовная ответственность за оскорбление представителя власти по статье 319 Уголовного кодекса Российской Федерации
Пленумом Верховного суда Российской Федерации 1 июня 2023 года было принято постановление «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 УК РФ», где впервые высшая судебная инстанция прописала нюансы применения этих статей.
Под насилием к представителю власти, неопасным для жизни или здоровья (часть 1 статьи 318 УК РФ), следует понимать «побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и прочее), не повлекших причинения вреда здоровью потерпевшего».
Насилием, опасным для жизни или здоровья (часть 2 статьи 318 УК РФ), понимается «насилие, которое повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а равно причинение легкого вреда его здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности». Также по части 2 статьи 318 УК РФ квалифицируется применение в отношении представителя власти или его близкого насилия, «которое хотя и не причинило вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья».
Преступление, предусмотренное статьей 319 УК РФ — оскорбление представителя власти «состоит в публичном унижении чести и достоинства представителя власти, затрагивающем его личностные и (или) профессиональные (служебные) качества, совершенном при исполнении или в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей и выраженном в неприличной или в иной форме, унижающей честь и достоинство потерпевшего». Оно может выражаться в публичном высказывании в адрес потерпевшего ругательств либо размещении унижающих потерпевшего сведений в СМИ или в открытом доступе в интернете, а также в публичных действиях, унижающих честь и достоинство потерпевшего.
Осведомленность лица о том, что потерпевший является сотрудником правоохранительного органа, представителем власти может, например, подтверждаться наличием форменной одежды, использованием им специального транспорта, предъявлением служебного удостоверения, пояснил Верховный суд РФ.
«Обратить внимание судов на то, что обязательным условием уголовной ответственности за оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является публичный характер соответствующих противоправных действий», — подчеркивает пленум Верховного суда России. Таким образом, «высказывание или иное выражение оскорбления в присутствии потерпевшего или других людей, в том числе в общественных местах, в ходе проведения массовых мероприятий» уже будет считаться публичным действием. Здесь важно обратить внимание на фразу «иное выражение оскорбления». То есть оскорбить можно не только словами, и все равно это будет подсудно. Например, если показать неприличный жест, то тоже придется отвечать по закону. Так же, как объясняет Верховный суд РФ, оскорблением будет считаться срывание форменного головного убора или погон правоохранителя. Даже бросить со зла пластиковый стаканчик в полицейского — уже преступление.
Еще, как разъяснил Верховный суд, «оскорбление может быть совершено посредством публичного высказывания в адрес потерпевшего ругательств либо размещения унижающих потерпевшего сведений в сети Интернет без ограничения доступа к соответствующим сведениям других лиц».
Наказуемо ругаться на сайтах, форумах или в блогах, открытых для широкого круга лиц. Подпадает под статью и массовая рассылка электронных сообщений с бранью в адрес силовиков.