Разъяснения по созданию и организации деятельности территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании

1. Понятие ТОС.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением (далее – ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

ТОС носит общественный характер:

создается по инициативе граждан и не может быть создано по решению органов местного самоуправления;

не наделено законом обязательной компетенцией и решает только добровольно принятые на себя вопросы, за которые несет ответственность;

не имеет собственных властных полномочий, принимаемые решения носят рекомендательный характер;

создается для решения вопросов местного значения;

в любое время может прекратить свою деятельность и ликвидироваться.

 

2. Нормативно-правовое регулирование ТОС в муниципальном образовании.

Правовую основу деятельности ТОС образуют:

— Конституция Российской Федерации;

— Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— устав муниципального образования;

— муниципальные нормативные правовые акты;

— устав ТОС.

 

3. Учреждение ТОС.

Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района.

Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

 

4. Устав территориального общественного самоуправления.

В уставе ТОС необходимо закрепить положения:

1) о территории, на которой осуществляется ТОС;

2) о целях, задачах, формах и основных направлениях деятельности ТОС;

3) о порядке формирования, прекращения полномочий, правах и обязанностях, сроке полномочий органов ТОС;

4) о порядке принятия решений;

5) о порядке приобретения имущества, а также порядке пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) о порядке прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

 

5. Установление границ территории, на которой осуществляется ТОС.

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения, городского округа по предложению населения, проживающего на данной территории.

 

6. Территория деятельности ТОС.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорийпроживания граждан:

— подъезд многоквартирного жилого дома;

— многоквартирный жилой дом;

— группа жилых домов;

— жилой микрорайон;

— сельский населенный пункт, не являющийся поселением.

Данный перечень не является исчерпывающим, представительные органы муниципальных образований вправе дополнить его новыми видами проживания граждан.

 

7. Формы осуществления ТОС.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется:

1) непосредственно населением:

— посредством проведения собраний граждан;

— посредством проведения конференций граждан;

2) посредством создания органов ТОС.

 

8. Собрания и конференции граждан по вопросам организации и осуществления ТОС.

 

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

 

9. Полномочия собраний и конференций граждан, осуществляющих ТОС.

К исключительным полномочиям собраний и конференций граждан, осуществляющих ТОС, можно отнести:

1) установление структуры органов ТОС;

2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов ТОС;

4) определение основных направлений деятельности ТОС;

5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

 

10. Органы ТОС.

Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Граждане самостоятельно определяют структуру и наименование органов ТОС, их численность, срок полномочий.

Избрание членов органа ТОС осуществляется в порядке, определенном Уставом ТОС.

 

К органам ТОС можно отнести:

— советы (комитеты) микрорайонов, жилых комплексов, поселков;

— объединений жителей-собственников в едином комплексе недвижимого имущества;

— квартальные, уличные, домовые комитеты (советы);

— контрольно-ревизионная комиссия (ревизор) (образование контрольно-ревизионного органа ТОС не является обязательным, если ТОС не будет зарегистрирован в качестве юридического лица).

В Уставе ТОС для организации деятельности и оперативного управления ТОС может быть предусмотрена должность руководителя органа ТОС (председатель).

Для организации и проведения определенного вида работ при органе ТОС могут создаваться группы (комиссии) по различным вопросам (например, по строительству, социальной, культурно-массовой работе и т.п.) из числа жителей ТОС.

 

11. Права и полномочия органов ТОС.

 

Органы ТОС:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

 

Реализуя данные правомочия, органы ТОС:

— организуют проведение собраний (сходов), конференций жителей данной территории, принимают решения и обеспечивают их исполнение;

— привлекают население к работам по улучшению санитарного состояния, по благоустройству данной территории (улиц, скверов, парков, водоемов), их озеленению, к строительству и ремонту дорог и тротуаров, коммунальных сетей, спортивных и детских площадок;

— содействуют охране памятников истории и культуры, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, братских могил и иных мест захоронения;

— участвуют в создании условий для работы с детьми и подростками, подготовке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, в создании и работе клубов по интересам по месту жительства, других форм гражданской активности;

— выявляют одиноких людей, требующих поддержки, малообеспеченные и неблагополучные семьи и сообщают о них в органы местного самоуправления, оказывают им посильную помощь;

— осуществляют общественный контроль за сроками и качеством проведения ремонта домов, выполнения заявок жильцов организациями, занимающимися эксплуатацией жилого фонда и выполнением жильцами условий договора найма жилого помещения;

— принимают решение о проведении конкурсов между жителями за надлежащее содержание домов, придомовых территорий, улиц, подводят их итоги;

— выявляют факты самостоятельного строительства жилых помещений, хозяйственных построек, гаражей, нецелевого использования земли и информируют об этом соответствующие органы местного самоуправления;

— кооперируют денежные и (или) материальные средства на проведение конкретных работ по благоустройству или ремонту объектов коммунального хозяйства;

— участвуют в охране общественного порядка;

— принимают меры по обеспечению противопожарной безопасности;

— взаимодействуют в своей работе с общественными организациями (женсоветами, советами ветеранов и др.);

— информируют население о своей работе;

— рассматривают в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан, ведут прием населения;

— осуществляют контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов органа ТОС (контроль осуществляется ревизионной комиссией (ревизором), а также соответствующими органами финансового контроля).

 

12. Экономические основы деятельности территориального общественного самоуправления.

Финансовые средства ТОС могут складываться из:

— собственных средств (доходы от экономической деятельности органов ТОС, добровольные взносы и пожертвования граждан, проживающих на соответствующей территории, добровольные взносы и пожертвования предприятий, учреждений, организаций, иные поступления (в соответствии с законодательством);

— привлеченных средств (заемные средства и средства, перечисляемые органами местного самоуправления, гранты).

Органы ТОС самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые средства в соответствии с установленными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий.

ТОС может иметь собственные средства и имущество только в случае, если оно является юридическим лицом.

В случае если ТОС не является юридическим лицом, на собрании (конференции) ТОС могут приниматься лишь решения о добровольных взносах населения на определенные цели.

Органы ТОС ежегодно отчитываются об исполнении сметы доходов и расходов перед собранием, конференций граждан, проживающих на территории ТОС.

Порядок составления, утверждения, исполнения сметы доходов и расходов, а также порядок общественного контроля за исполнением сметы устанавливается уставом ТОС.

 

13. Формы экономической поддержки территориального общественного самоуправления.

Рекомендуются следующие формы экономической поддержки ТОС органами местного самоуправления:

— выделение бюджетных средств на создание и развитие, включая финансирование текущей деятельности;

— материальное поощрение активистов;

— предоставление на безвозмездной основе помещений и оборудования для временного пользования органами ТОС, компенсация расходов;

— конкурсное распределение денежных средств на реализацию социально-значимых программ органами ТОС.

Примерный алгоритм действий при создании ТОС

 

ШАГ 1

ПЕРВОЕ СОБРАНИЕ:

принять решение об инициации создания ТОС;

создать инициативную группу (не менее 3 человек из числа жителей предполагаемой территории ТОС);

определить предполагаемую территорию ТОС;

подготовить запрос в органы МСУ о выдаче справки о численности граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста, проживающих на предполагаемой территории ТОС, и предложение утвердить границы ТОС (если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами муниципального образования).

 

ВТОРОЕ СОБРАНИЕ:

 — на основании справки о численности граждан определить форму проведения учредительного мероприятия(точно устанавливается в уставе муниципального образования либо в муниципальном нормативном акте);

— назначить дату, время, место проведения учредительного мероприятия;

— в случае если требуется проведение учредительной конференции, необходимо определить территории проживания граждан, на которых будет проводиться собрания граждан по избранию делегатов на учредительную конференцию;

— решить, будет ли ТОС юридическим лицом;

— подготовить проект повестки дня учредительного мероприятия;

— подготовить проект устава ТОС.

 

ШАГ 2

Подготовка к учредительному мероприятию.

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления ТОС определяется уставом ТОС.

Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В ходе подготовки к учредительному мероприятию необходимо:

1) заблаговременно оповестить о проведении учредительного мероприятия жителей и местную администрацию;

2) если предусмотрено учредительное мероприятие в форме собрания, тогда необходимо оповестить жителей о проведении собрания путем размещения в общедоступных местах объявления, опубликования объявления в средствах массовой информации и др.;

В объявлении обязательно должна содержаться следующая информация:

— дата, время, место проведения собрания;

— повестка дня;

— адрес, где можно ознакомиться с проектом устава ТОС и иными документами.

В случае поступления от жителей, проживающих на соответствующей территории, предложений и замечаний к уставу ТОС внести данный вопрос на повестку дня учредительного собрания.

3) если предусмотрено учредительное мероприятие в форме конференции, необходимо определить количество делегатов конференции в соответствии с нормами представительства и оповестить жителей о проведении собраний по выборам делегатов (желательно не позднее 14 дней до дня проведения учредительной конференции).

Собрания по выборам делегатов могут проводиться в месте проведения собрания жителей, путем обсуждения кандидатов в делегаты на учредительную конференцию и голосования по кандидатурам (оформляется протоколом с приложением списка присутствующих) либо в виде сбора подписей в поддержку кандидата(ов) в делегаты на учредительную конференцию, проставляемых жителями в подписных листах.

 

ШАГ 3

Проведение учредительного мероприятия – собрания/конференции.

План проведения учредительного мероприятия:

Открывает мероприятие представитель инициативной группы.

Представитель инициативной группы предлагает участникам мероприятия избрать из своего состава председателя и секретаря собрания (конференции). Порядок избрания определяется собранием (конференцией).

Функции председателя – ведение собрания (конференции) в соответствии с повесткой, предоставление слова выступающим.

Функции секретаря – ведение протокола учредительного собрания (конференции).

Утверждается повестка учредительного собрания (конференции).

Решение на собрании (конференции) считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа участников собрания (делегатов, присутствующих на конференции).

На учредительном мероприятии должны быть обсуждены и приняты решения по следующим вопросам:

— создание ТОС;

— об утверждении устава ТОС;

— об избрании органов ТОС с указанием срока их полномочий;

— о наделении (ненаделении) ТОС статусом юридического лица.

— об определении заявителя, уполномоченного представлять жителей территории, на которой планируется организовать ТОС, при установлении границ и регистрации устава ТОС, в порядке, установленном Уставом муниципального образовании и (или) нормативными правовыми актами;

— иные вопросы.

 

ШАГ 4

Оформление документов, принятых на учредительном собрании (конференции).

Решения, принятые на учредительном собрании (конференции), оформляются протоколом.

Требования к протоколу:

— должен содержать данные о дате и месте проведения;

— должно быть указано общее число участников учредительного собрания (избранных делегатов, имеющих право принимать решение на конференции количество делегатов);

— должно быть указано количество принявших участие в работе учредительного собрания (конференции);

— указываются принятые решения;

— подписывается председателем и секретарем;

— должен быть пронумерован, прошит, склеен и заверен на склейке подписями председателя и секретаря.

Протокол учредительного собрания (конференции) должен храниться в месте, определенном на собрании (конференции). Житель соответствующей территории ТОС вправе знакомиться с протоколом учредительного собрания (конференции) граждан, делать из него выписки.

 

ШАГ 5

Регистрация устава ТОС.

Устав ТОС подлежит обязательной регистрации уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. В нормативных актах о территориальном общественно самоуправлении могут устанавливаться сроки внесения устава ТОС на регистрацию с момента проведения учредительного собрания (конференции) ТОС.

Для регистрации устава ТОС уполномоченные лица представляют в уполномоченный орган местного самоуправления следующие документы:

— Устав территориального общественного самоуправления – 2 экз. (должен быть прошнурован, пронумерован, склеен и заверен на склейке подписями);

— Выписка из протокола учредительного собрания (конференции) о принятии устава ТОС.

Уполномоченный орган местного самоуправления:

в случае регистрации устава ТОС:

— вносит соответствующую запись в реестр уставов ТОС в муниципальном образовании;

— направляет заявителю:

зарегистрированный устав ТОС (с печатью уполномоченного органа МСУ и подписью ответственного лица за регистрацию),

копию нормативного акта о регистрации устава ТОС,

копию нормативного акта об установлении границ ТОС.

в случае принятия решения об отказе в регистрации устава ТОС:

— направляет заявителю мотивированный ответ;

— при необходимости сотрудники уполномоченного органа разъясняют заявителю причины отказа и оказывают помощь в устранении недостатков.

 

ШАГ 6

Государственная регистрации ТОС в качестве юридического лица.

Вопрос о наделении ТОС статусом юридического лица должен быть обязательно определен в уставе ТОС.

Порядок государственной регистрации определен в ст. 13.1. Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.

Новости сайта

09-11-2018 / Народные избранники отложили согласование муниципальной программы «Организация градостроительной деятельности Артемовского городского округа на 2019-2021 годы»

08-11-2018 /  Депутаты начали рассматривать в первом чтении бюджет города.

06-11-2018 / В рамках ежегодной международной просветительской акции «Географический диктант» будет проведен географический диктант

02-11-2018 / Опрос по удовлетворённости качеством оказываемых ФГУП «Почта России» государственных услуг.

02-11-2018 / Форум ОО 2018 «Не занимайтесь проектами, которыми не будете гордиться через 25 лет»

31-10-2018 / Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Артемовского городского округа станет отделением краевого Центра.

31-10-2018 / Осмотр участка дороги по ул. Орловская и оперативный ремонт.

30-10-2018 / Депутатом Думы Артемовского городского округа Алексеем Першиным на избирательном округе № 7 проведена благотворительная акция «Песочница».

29-10-2018 / Председатель Думы, куратор партийного проекта «Городская среда» Анатолий Бадель выехал к дому по ул.Фрунзе 73, где начался ремонт придомовой территории.

28-10-2018 / Председатель Думы Анатолий Бадель побеседовал с учащимися Суражевской школы.

Все новости