Неизвестные страницы истории Артёма

Неизвестные страницы истории Артёма

10-05-2018

Поисково-исследовательская деятельность по истории г. Артема организована депутатом Думы г. Артёма Галиной Гладун совместно с учащимися 18 школы в рамках патриотического проекта «Историческая память» партии «Единая Россия».

 

В истории города ещё много неизвестных страниц, одной из таких является «политические лагеря», а в последствии и лагеря военнопленных японцев на территории города Артема, да и в целом Приморского края.

 

История тюрем в России, так же и в Приморье, уходит своими корнями в XIX век, а их появление связано с первыми поселенцами-ссыльными и бывшими каторжниками. После революционных событий в начале 20-го в них стали “принимать” и противников царского самодержавия. В апреле 1919 года были открыты подконтрольные только ВЧК-НКВД концлагеря принудительных работ для изоляции особо опасных “эксплуататоров”. Советские силовики быстро поняли выгоду бесплатной рабсилы. Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) в 1920 годах стало формировать собственную систему исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) для индустриализации Сибири и Дальнего Востока.

 

В первые годы Советской власти в Приморье не было других мест заключения кроме двух тюрем (тогда — исправдома). Но к июлю 1930 года численность заключенных в Приморье (плоды насильственной коллективизации и арестов “вредителей”) превысила 10 тыс. человек. В 1929 году для них были открыты лагерь № 1 – на Моргородке Владивостока, лагерь № 3 на острове Аскольд в заливе Петра Великого и лагерь № 4 в Артеме.

 

Заключенные работали в мастерских на 1-й и 2-й Речке, судоремонте, рыбном промысле, строительстве железной дороги в Сучане и бухте Улисс – при этом 1200 з/к Артема трудились в особо опасных штреках и забоях. Руками заключенных осуществлялись лесозаготовка, добыча золота, дорожное строительство, переработка рыбы, строительство Седанкинского водопровода, Спасского цементного завода и т.д. В стране господствовал ГУЛАГ.

 

Зловещими реалиями 30-х г.г. стали стали сталинские исправительно-трудовые лагеря. В конце 1929 г. в Приморье организованы отделения Дальневосточного лагеря (Дальлага, позже — Владлага) и транзитный лагерь «Вторая речка» (Владивосток), откуда узники на пароходах доставлялись на Колыму в Северо-Восточный лагерь.

 

К 1939 году в Приморье располагалось 12 лаготделений, 19 лагпунктов, 7 рыбпромыслов,  совхозов, 3 судоверфи, 3 завода и другие объекты ГУЛАГа, в которых содержалось более 90 тысях человек. Их труд использовался на девяти “строительствах”, шести “спецстроительствах”, шестнадцати “командировках”. С завершением работ на одних объектах лагеря ликвидировались, одновременно создавались новые места заключения. Неизменными оставались невыносимые условия жизни и труда для сотен тысяч людей, во многих случаях безвинно страдавших в лагерях.

 

Заселяя край российским населением, сталинское руководство в 30-е гг. одновременно провело социально-демографическую «чистку» Приморья. Отсюда были принудительно выселены несколько десятков тысяч так называемых «неблагонадежных» и «социально-чуждых» лиц. Кроме того, в 1937-1938 гг. проведена принудительная депортация из Приморья всех жителей корейской (в Казахстан и Среднюю Азию) и китайской (в основном в Китай) национальностей, всего — около 200 тыс. чел.

 

Жестокий след в крае, как и по всей стране, оставили сталинские политические репрессии. Арестам, ссылкам в лагеря и расстрелам подверглись десятки тысяч человек — представителей самых разных социальных слоев, профессий и этнических групп. В наиболее «кровавый» период репрессий — с августа 1937 г. по ноябрь 1938 г. — во Владивостоке и Уссурийске было расстреляно 9 тыс. репрессированных приморцев. При строительстве объектов саммита АТЭС, строители 3-го и 4-го участков дороги пос. Новый – п-ов Де-Фриз – Седанка – бухта Патрокл обнаружили массовые захоронения. «На территории 200 на 200 метров лежат останки не сотен, а тысяч людей, — прокомментировал РИА «Дейта» Ярослав Ливанский. – Предположительно сюда свозили и тех, кого расстреляли, и тех, кто умер в пересыльном лагере, находившемся в районе нынешней улицы Днепровской. На месте захоронения обнаружены мужская и женская обувь и посуда». По словам Ливанского, о том что именно в этом месте находится массовое захоронение политзаключенных, не знали ни поисковики, ни, тем более, строители. А когда устанавливали монумент, руководствовались лишь предположениями о том, что здесь находилась “расстрельная зона”.

 

«Изучая следы ГУЛАГа в Артеме, нами были сделаны запросы в различные структуры. Управление ФСБ России по Приморскому краю, ИЦ УВД по Приморскому краю МВД России, ГУФСИН по Приморскому краю дали ответ из архивных материалов по расположению спецлагерей на территории г. Артема в 1930-1940 гг. не имеется. Но старые архивные документы (Решения исполнительного комитета Артемовского Совета депутатов трудящихся за 1940-е года) и информация сторожилов-очевидцев города Артема подтверждают факты о том, что на территории города Артема в 1932-1945 годах находились концентрационные лагеря» — говорит куратор проекта, директор школы № 18 Галина Гладун. Так, по словам исследовательской группы, лагеря находились на :

  • 17 км. — мужской лагерь, строил шахты № 6 и 6-6 бис;
  • на территории школы № 19 — женский лагерь — участвовал в прокладке автодороги Артем – Артемгрэс — Шкотово и на строительстве строительных объектов;
  • ул.Вокзальная, строил многофункциональное здание, известное в Артеме как магазин № 5, часть заключенных строило шахты № 1, № 2, № 9;
  • женский лагерь на территории ООО «Эксперимент», а рядом на территории АУМ располагался мужской лагерь. Заключенные обоих лагерей строили грунтовую дорогу Артем-Владивосток и шахты № 7, № 8.

 

На территории г. Артема находилось несколько лагерей ГУЛАГа, которые простирались от района 8 километра до 17 километра. По неподтверждённым данным были лагеря и в посёлках Угловом и Артёмовском. Установлено по воспоминаниям очевидцев, что в Артёме было 7 лагерей. Вначале репрессированных содержали вместе с уголовниками, затем репатриированных советских военнопленных, а с 1945 года их место заняли японские военные. Более тщательное исследование политического лагеря провели школьники в районе 17 км., нашли некоторые предметы быта, которые использовали заключенные. В районе улицы Котовского на 17 км. располагался большой мужской лагерь. Рядом с лагерем построили клуб, в него заключенных водили в кино. Заводили через заднюю дверь, а семьи заходили через другой вход. Это тоже была возможность хоть издали, но увидеть родных. На территории бывшего лагеря — улицы Котовского растянулся новый микрорайон. Ранее здесь можно было увидеть останки карцера, “заразного” барака (т.е. инфекционной больницы). За время своего существования в лагере на 17 км попеременно пребывали раскулаченные и уголовники, репрессированные «враги народа», репатрианты — бывшие военнопленные, вернувшиеся из фашистских концлагерей, и японские военнопленные.  Там же находился и женский лагерь. Работали женщины-заключенные на шахте № 6 «бис», выполняли самую тяжелую работу вручную. Лагерь действовал до 1936 года.

 

В районе ул. Лазо в 30-е годы располагался мужской лагерь. Лагерь прекратил свое существование к 1941 году. Также мужской лагерь политзаключенных в эти годы находился на улице Вокзальная.  Мужской лагерь охватывал территорию вплоть до ППЖТ (бывшая железнодорожная станция «Озёрные ключи»). Заключённые мужского лагеря на ул. Вокзальная строили многофункциональное здание, известное в Артеме как магазин № 5 и, напротив, теперешнее флюорографическое здание в 1933-1936 г.г., а также строили шахты №1, 2, № 9, № 3 и 3-ц, реконструировали шахту № 5. Рядом, через колючую проволоку, размещался женский лагерь. Огромная площадь, которую сейчас занимают дома трех-четырех улиц. И ничто не напоминает о былых страданиях тысячи людей. В район 8 км. на территории бывшего АУМа располагался мужской лагерь. Ближе к кладбищу находился особый женский лагерь. В 1930-е годы здесь ещё не было посёлка. Это старый район Зыбунного рудника. Ещё на заре первых шахт Скидельский начал строить здесь шахту № 5, но строительство прекратил, посчитав затраты не нужными. Вновь стали строить шахту в 1919 году, а в 1930 году началась её реконструкция. Шахта проработала до 1941 года, с началом войны и сдачей в эксплуатацию шахты № 7-7 бис («Озёрная») шахта № 5 была закрыта, а её работники переведены на шахту № 7-7 бис. Старые бараки в этом районе располагались по улице Степана Разина, которая занимала территорию района лагерей. В этих бараках жили заключённые, лагерный персонал.

 

И наконец, Храм Богоявления. На месте, где построен храм, находилось здание, которое было введено в эксплуатацию в 1934 году. Свидетелем этого был Василий Иванович Сесь. В 30-ом году В.И. Сесь был мальчиком, и вместе со сверстниками наблюдал, как под конвоем, под охраной собак, заключенных водили на работу. Стройка тоже была огорожена забором из колючей проволоки. Утром заключенных приводили, они целый день работали, здесь же их кормили, а уже вечером, в сумерках, вновь под конвоем уводили ночевать в лагерь. Здание было построено добротное, служило городским нуждам очень долго, но в 1979 году сгорело.

 

В 1945 году закончилась Вторая мировая война на Дальнем Востоке. Несмотря на договор о нейтралитете, советские войска по приказу Сталина были направлены в Японию. Министр иностранных дел СССР Молотов объявил о начале войны японскому послу Сито 8 августа. В Японии такие действия рассматривались как нарушение советско-японского договора о нейтралитете.

 

В ходе победоносной войны Квантунская армия была разгромлена, взято в плен 677 тысяч солдат и офицеров (в том числе 191 генарал). По постановлению Государственного Комитета Обороны от 22.08.1945 г. «О приеме, размещении и трудовом использовании военнопленных японской армии» в Советский Союз было вывезено свыше 600 тысяч солдат и офицеров.

 

Согласно приказа Генерального штаба Красной Армии от 1 сентября 1945г., японские военнопленные направлялись на работу: в Приморский край — 51 тыс. чел.

 

Японские военнопленные сменили политических заключенных в лагерях на территории Приморья, в том числе и города Артема. Но это уже другая страница истории города Артема. А бывших заключенных погрузили на пароходы и вывезли. А вопрос — доехали ли они до пункта назначения? – еще предстоит выяснить поисково-исследовательской команде во главе с депутатом Думы г.Артёма, куратором проекта «Историческая память»  Галиной Гладун.

 

Г.А. Гладун

 

Справка:

Проект «Историческая память» партии «Единая Россия» направлен на патриотическое воспитанию молодежи; содействие общественным организациям, волонтерским движениям по данному направлению деятельности с целью формирования общественного интереса к отечественной истории, истории своего края, области, города, малой Родины;  реставрацию памятников истории и культуры, изучение и сохранение объектов наследия. Куратором проекта   на территории г.Артема решением фракции «Единая Россия» в Думе Артемовского городского округа назначен депутат Думы Галина Гладун. 

Новости сайта

23-04-2024 / Студент из Артема получил диплом во Всероссийском конкурсе ко Дню местного самоуправления

23-04-2024 / В Артеме полицейские привлекли к ответственности владелицу автомашины, передавшую право управления иностранцу-нелегалу, не имеющему водительское удостоверение

22-04-2024 / Продолжаем рассказывать об артемовцах, которые долгие годы берегут свою любовь и тепло семейного очага

22-04-2024 / Итоги проекта «Безопасный рунет для семьи и Приморья» обсудили в Артеме

22-04-2024 / Депутаты Думы Артема принимают активное участие в весеннем двухмесячнике по благоустройству и санитарной очистке

21-04-2024 / 21 апреля – День местного самоуправления

20-04-2024 / Общегородской субботник прошёл в Артеме 20 апреля

19-04-2024 / Благотворительный марафон «Солдатам Победы – с благодарностью» проходит в Артеме в 19 раз

19-04-2024 / В Артеме даже самые юные жители вносят свой посильный вклад в подготовку посылок для участников специальной военной операции

19-04-2024 / В Артеме Приморского края полицейские подвели итоги оперативно-профилактической операции «Беглец»

Все новости